Каждый, даже самый опытный водитель, может совершать ошибки на дороге. Умение действовать правильно и безопасно в критической ситуации не столько зависит от опыта вождения автомобиля, сколько от специальных знаний водителя по выходу из подобных случаев. В данной статье мы рассмотрим основные критические ситуации, которые могут возникать на дороге, а также дадим рекомендации по избежанию тяжелых последствий опасных ситуаций.

УСЛОВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ

Особенно часто потеря управляемости автомобилем возникает на скользких дорогах, осенью или зимой. В условиях недостаточной видимости (согласно Правилам дорожного движения, это видимость дороги менее 300 м. при дожде, снегопаде, тумане ит.п., а также в сумерках – п.1.2 ПДД РФ) обстановка лишает вас возможности видеть дорогу на достаточном расстоянии. В плотном тумане, снегопаде, при сильном дожде очертания предметов «расплываются», запотевшие стекла препятствуют обзору дороги. В таких условиях основной способ обеспечить безопасность свою и других участников движения – снизить скорость. Заранее позаботьтесь о том, чтобы были исправны стеклоочистители и омыватели ветрового стекла и фар. Двигаясь в тумане или при сильном снегопаде, не забудьте включить фары ближнего света или противотуманные фары, габаритные огни, задние противотуманные фонари. Это позволит другим участникам движения вовремя вас заметить.

СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА

При движении по скользкой дороге необходимое сцепление колес автомобиля с дорогой снижается, колеса начинают проскальзывать. Любое резкое ускорение, резкое торможение, поворот рулевого колеса могут спровоцировать занос транспортного средства, что чревато возникновением аварийной ситуации. Поэтому советуем избегать совершения излишних перестроений, разворотов; необходимо заранее снизить скорость и увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Если занос все же произошел, никогда не тормозите резко! Чаще всего водители совершают эту ошибку, инстинктивно желая остановить машину. Однако такие действия в корне неверны. Специфика выхода из заноса обуславливается особенностями конструкции вашего автомобиля. Если у вас переднеприводный автомобиль, ваша задача при возникновении заноса чуть увеличить подачу топлива (не резко!) и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Если же автомобиль заднеприводный, необходимо, напротив, убавить подачу топлива и при необходимости слегка повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

МОКРАЯ ДОРОГА

Если вы движетесь по дороге, на которой есть глубокие лужи, обратите внимание на то, что по возможности лужи нужно объезжать. Это связано с тем, что под слоем воды в такой луже может таиться то, чего вы не видите: большая яма, какое-либо препятствие и т.д. Если объехать лужу не удалось, нужно перейти на пониженную передачу и слегка увеличить подачу топлива. Категорически неправильно совершать резкие движения рулевым колесом или резко тормозить в луже.

На скользкой или мокрой дороге нужно применять особые приемы торможения. Самый эффективный способ торможения, позволяющий избежать блокировки колес и сохранить управляемость автомобилем – это прерывистое торможение. При таком способе торможения сокращается тормозной путь автомобиля и обеспечивается устойчивость машины.

Порой водитель может столкнуться с критической ситуацией, связанной с неисправностью автомобиля. Мы рассмотрим наиболее распространенные из них.

НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Отказ тормозов. Если при нажатии педали тормоза автомобиль не снижает скорость, попробуйте «прокачать» тормозной привод быстрыми нажатиями на педаль тормоза. Если это не помогло, включите аварийную сигнализацию и осуществляйте так называемое «торможение двигателем», то есть переходите на пониженные передачи. При малых скоростях можно воспользоваться стояночным тормозом. В любом случае старайтесь избегать лобового столкновения: если обочина свободна, лучше уйти на нее.

Лопнула шина. В таких случаях автомобиль начинает сильно «тянуть» в сторону лопнувшей шины. Сохраняйте спокойствие. Крепче держите руль двумя руками, старайтесь плавно снизить скорость и остановите автомобиль (по возможности, на обочине или вне дороги).

«Закипел» двигатель. Во время поездки контролируйте температуру охлаждающей жидкости. Опасная для двигателя температура обозначается красным цветом (обычно более 100 градусов). Внешне при «закипании» вы можете увидеть пар, идущий из-под капота. Самое разумное, что можно сделать в этой ситуации – немедленно остановить машину и выключить двигатель. Если продолжать движение даже короткое время, то можно серьезно деформировать детали двигателя. Дайте двигателю остыть, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости. Делать это необходимо осторожно, так как жидкость в расширительном бачке находится под давлением. Если утечек нет, и уровень охлаждающей жидкости нормальный, можно снова завести машину.

Безопасность движения в сложных дорожных условиях определяется, прежде всего, знаниями и навыками водителя по преодолению опасных ситуаций. Конечно, по возможности этих ситуаций необходимо избегать вовсе, а если они все же случаются, нужно уметь правильно пользоваться особыми приемами вождения автомобиля.

Методист Учебного Отдела Центральной автошколы, преподаватель ПДД и ОБД Сараева А.В.
Использованы материалы книги «Самоучитель безопасной езды». Пинт А.А. –М., изд-во «За Рулем», 2008.

Вернуться к статьям

Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!
 
3

Позвоните и успейте записаться на самых выгодных условиях сегодня! !
(495) 122-00-15


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.