Психическая регуляция деятель­ности водителя — достаточно слож­ный механизм. Однако, есть действия, выраженные определенными глагола­ми, которые характеризуют поведение человека, а, следовательно, отражают базовые особенности его психической регуляции. Руководствуясь некоторы­ми из этих глаголов, водитель органи­зует правильное функционирование механизмов психической регуляции. Но есть глаголы, опираясь на смысл которых, водитель допускает нару­шения и, как следствие, становится виновником ДТП. Все они начинаются на букву «у».

Пять «у» в плюс

Назовем пять основных правильных действий (глаголов) на «у» и раскроем их содержание, применительно к труду водителя:

1. Успокоиться 2. Убедиться 3. Упредить 4. Уступить 5. Улыбнуться

Как ни покажется кому-то из специ­алистов с техническим образованием странным, но приоритетным действием, в первую очередь обеспечивающим безо­пасность вождения, является то, которое выражено глаголом «успокоиться». Да, это тот самый глагол, о котором ни в од­ной книжке автомобилистов — корифеев-технократов — в подобном контексте ничего не сказано. Прежде чем запустить двигатель водитель должен привести себя в адекватное предстоящей деятель­ности состояние, т.е. успокоится, что зна­чит: сосредоточиться на своем психо­эмоциональном состоянии, оценить его и при необходимости скорректировать. Невыполнение данного действия — серь­езный фактор риска и первый шаг к ДТП. В коррекции нуждается любое состояние водителя, сопровождающееся психи­ческим напряжением, провоцирующим спешку. Другими словами, если водитель сам видит, что он «заведен», «взвинчен» и т.п. (т. е. имеет установку на быстрое выполнение всех операций, скоростную езду и опасное маневрирование), то ему срочно необходимо себя из этого состоя­ния вывести.

Сделать это несложно. Достаточно сесть за руль, расслабить все мышцы и сказать спокойно мысленно: «Сейчас мне предстоит поездка, поэтому необхо­димо успокоится, не допускать спешки и быстрой езды, т.к. это может привести к аварии. Главная цель — безопасно до­ехать до места назначения. Выигранные за счет скоростной езды минуты ничего не решают, а вероятность ДТП значитель­но возрастает». После этого необходимо сделать 3—5 глубоких вдохов с медленным (насколько возможно) выдохом (мед­ленный выдох расслабляет) и подумать еще раз о соблюдении скоростного режи­ма. Не помогло? Тогда повторите снова данную процедуру. Это, еще раз подчер­кнем, позволит снизить напряжение, ис­ключить нервозное поведение за рулем, а также установку на высокоскоростную езду и опасное маневрирование. Именно психоэмоциональное состояние — одна из причин ненадежности действий води­теля, приводящих к ДТП. К сожалению, об этом недостаточно говорят при обуче­нии в автошколе и на автопредприятиях.

Начиная с момента, когда водитель решил тронуться с места и до остановки автомобиля, он должен постоянно реали­зовывать действие, отраженное в глаго­ле «убедиться». Это значит, что перед выполнением любого действия води­тель обязан быть абсолютно уверенным в отсутствии помех. Отступление от это­го правила — причина многочисленных трагедий и других ДТП. Очень часто водитель начинает движение, разгон, перестроение, обгон и другие манев­ры, не убедившись в отсутствии помехи на своем пути. Или выполняет это дейс­твие небрежно, будучи необоснованно уверенным, что все будет хорошо. В ре­зультате создает условия для ДТП. Поэ­тому, чтобы предотвратить столкновение, наезд и т.п., водитель обязан постоянно вести осмотрительность, не упускать ни­чего из вида, и владеть происходящим в ближайшей окружающей его среде. Это поможет не только предотвратить собственные неправильные действия, но и не стать пассивным участником ДТП, когда негативные действия другого водителя ведут к столкновению с вашим автомобилем. Кстати, поддержание со­стояния осмотрительности — наиболее приоритетная деятельность водителя, о чем многие даже не догадываются.

Еще один важный глагол в предлага­емом реестре — «упредить». Он имеет очень богатое содержание.

Несоблюдение правила четвертого «у» (уступить) обычно заканчивается так в том, что водитель должен в своей де­ятельности работать на опережение про­исходящего. Упредить — это значит изу­чить опасные факторы каждого участка дороги и сделать все возможное, чтобы с ними не встретиться или минимизиро­вать их негативное воздействие. Причем, упреждение не строится на прогнозиро­вании обстановки на дороге, что равно­значно угадыванию и чему настойчиво учат в большинстве автошкол. Тем более, что на практике эффективно прогнозиро­вать дорожную обстановку или поступки пешехода абсолютно невозможно. Упреж­дение базируется на предвидении, т.е. знании опасных факторов вождения. На­пример, если при проезде регулируемого перекрестка может появиться автомо­биль, двигающийся под красным сигна­лом светофора по пересекаемой дороге, то не надо ничего прогнозировать (будет это или не будет), а надо знать о такой опасности и всегда (подчеркиваю, всег­да!) предпринимать действия, позволяю­щие избежать ДТП. Т. е. при включении зеленого сигнала светофора, прежде чем нажать на газ следует убедиться в отсутствии несущегося по пересекае­мой дороге автомобиля. Кстати сказать, масса ДТП на перекрестках, в т.ч. Регу­лируемых, связана именно с прогнозом.

Наиболее типичная ситуация: один во­дитель, не сбавляя скорости, хочет безо­пасно проскочить перекресток, поскольку светофор еще мигает желтым, и никто по его прогнозу не тронется на пересе­каемой дороге, где горит красный; а дру­гой несется и прогнозирует, что скорость сбавлять не надо, т.к. к моменту его подъ­езда к перекрестку загорится зеленый свет и все на пересекаемой дороге, где включится красный, остановятся.

Упредить — это значит еще заранее привлечь других участников дорожного движения к обеспечению вашей безопас­ности путем заблаговременного включе­ния указателя поворота. Игнорирование этого простого действия — причина мно­гих ДТП.

Никогда водитель не станет надеж­ным, если он не будет выполнять дейс­твие, заключенное в глаголе «усту­пить». Причем это действие должно реализовываться не только в соответс­твии с ПДД, но и тогда, когда вся правда на вашей стороне, но другой водитель об этом не знает или этим пренебрега­ет. Например, вы двигаетесь по главной дороге, но с второстепенной появляется автомобиль. Некоторые водители, хоро­шо зная правила и свое преимущество, давят на... на кнопку звукового сигнала, не сбавляя скорости. Результат — ДТП. И это не значит, что за рулем другого автомобиля сидел «камикадзе». Прос­то человек мог испытывать проблемы, отвлекающие его от вождения (ехал, что называется на автомате). Поэтому уступать надо всегда, когда этого тре­бует ситуация, чтобы избежать ДТП, не став его пассивным участником. Упорствовать и доказывать свою право­ту в подобных ситуациях, как говорится, себе дороже. Масса мелких аварий, осо­бенно в «пробках», связана именно с иг­норированием данного действия.

Дорога — это не только радость от вождения, но это постоянное взаимо­действие с другими участниками дорож­ного движения, которое не всегда бывает со знаком плюс. Каждый встречаемый негативный фактор сильно влияет на пси­хоэмоциональную сферу, порождая у во­дителя неадекватные состояния. Если со­бой не управлять, то можно поддаться воздействию этих факторов, и они, в свою очередь, вызовут состояние, при котором вождение становится опасным (например, стресс). Чтобы этого не случилось, есть простой и доступный всем способ предуп­реждения негативного влияния дорожных факторов на состояние водителя. Этот способ отражен в глаголе «улыбнуться». Именно улыбка является тем катализато­ром, при действии которого легко «сгора­ют» отрицательные эмоции. Другими сло­вами, если водитель ощутил негативное воздействие какого-то фактора, то ему следует не кулаки сжимать и, не стесня­ясь в выражениях, характеризовать обид­чика, а просто улыбнуться. Даже если сразу не сдержался, то, выпустив гнев, обязан улыбнуться. Польза будет огром­ная. Но продолжать движение в стрессо­вом состоянии чрезвычайно опасно. Это серьезный шаг к ДТП. Кстати, неплохо помогает успокоится наряду с улыбкой и произнесение про себя фразы: «Да я и сам — не ангел, поэтому, зачем не­рвничать».

Пять «у» в минус

Теперь поговорим о пяти глаголах на «у», которых необходимо избегать или хотя бы о них знать, чтобы непроиз­вольно не поддаться реализации, заклю­ченных в них действий. Вот они:

1. Умничать 2. Увлекаться 3. Устремляться 4. Упрямиться 5. Утомляться

Какого бы уровня подготовки води­тель ни был, и сколько бы лет он не «кру­тил баранку», никто ему не давал права умничать. Умничать — это значит пе­реоценивать себя и принижать других, осуждая их за любые ошибки и насме­хаясь над ними. Водитель, который поз­воляет себе пользоваться данным гла­голом, не может считаться надежным, поскольку обладает особенностями ха­рактера, не защищающими от собствен­ных ошибок и нарушений. Умничают и на­смехаются, как правило, люди с низким интеллектом, узким кругозором и слабы­ми знаниями вообще и о деятельности водителя, в частности.

Одна из опасностей, которая подсте­регает водителей, особенно молодых, связана с тем, что они начинают «увле­каться» чем-то во время езды. Например, увлекаться скоростью, увлекаться со­кращением дистанции, увлекаться энер­гичным маневрированием и т.д. Все это сопровождается выделением адреналина и непроизвольно наращивается. Однако во всех перечисленных увлечениях води­тель создает для себя ситуацию, которая на грани или даже выше его психофизи­ологических и профессиональных воз­можностей. В результате последующее случайное появление даже незначитель­ного дополнительного опасного фактора (ямка на дороге, торможение впереди идущего автомобиля, рассыпанный пе­сок и т.д.) приводит к ДТП. Поэтому «не увлекаться» — одно из требований безо­пасного вождения. Добавлю, что никакая дополнительная подготовка к действиям в экстремальных ситуациях не спасет, поскольку усложнение условий может оказаться выше ваших психофизиологи­ческих возможностей.

Глагол, отражающий неправильное поведение водителя в случае несправед­ливого, на его взгляд, действия коллеги, звучит как «устремляться». Желание догнать «обидчика» и наказать его «со всей пролетарской ненавистью» может внезапно захватывать некоторых води­телей. Однако это очень опасное стрем­ление. Поэтому не следует изменение психоэмоционального состояния, вызван­ного неправильным поведением другого водителя, реализовывать в действиях по преследованию и наказанию обидчи­ка. Во-первых, не всегда обида нанесена сознательно, а во-вторых, вы не знаете, что стряслось в жизни другого водителя, в-третьих, в таком состоянии можно со­здать ДТП.

Взаимодействие на дороге с коллега­ми часто зависит от характера водителя, одной из негативных черт которого яв­ляется упрямство. «Хозяин» этой черты часто на дороге начинает «упрямиться», что выражается в запрете другому сде­лать что-то перед своим автомобилем (не дать возможности перед собой пе­рестроится, повернуть с второстепенной дороги и т.д.). Многие ДТП происходят именно по этой причине: один водитель захотел перестроиться, встроиться и т.п., но другой, живущий по принципам «не пущать» и «только после меня», надавил на педаль газа, т.е. стал упрямиться. По­этому словосочетание «не упрямиться» очень актуально при обеспечении безо­пасности дорожного движения, в котором участвуют как законопослушные гражда­не, так и хамы, а также те, кто нуждается в помощи.

Одна из характеристик водителя, оп­ределяющая его надежность за рулем — профессиональная работоспособность, которая непостоянна и снижается в про­цессе поездки, поскольку водитель на­чинает утомляться. К сожалению, у нас в стране глубокого понимания, что такое профессиональная работоспособность, утомление, и как они влияют на безопас­ность дорожного движения. Кое-что напи­сано в книгах, еще меньше преподается. Поэтому водители при управлении авто­мобилем не понимают, что с ними про­исходит через четыре часа непрерывной езды и даже позже, почему рекомендует­ся через этот промежуток времени оста­новиться, отдохнуть и поесть. Им кажет­ся, что они и через четыре часа такие же, как и при выезде из пункта отправления. Это серьезное заблуждение, с которым никакой работы нигде не ведется. Поэ­тому надо знать об этом и «не утомлять­ся», т.е. проводить профилактику. Водить автомобиль исключительно опасно.

Завершая изложение материала, еще раз подчеркнем, что обязательные к исполнению действия и действия, кото­рые требуется избегать, отражают состо­яние психических механизмов регуляции водителя. И от того, какие действия до­минируют в его сознании и подсознании, зависит безопасность вождения.

Автор: Виктор Козлов, доктор медицинских наук, профессор

Источник: Журнал "Автошкола” №12 (42), 2011 www.autopolis.ru

Вернуться к статьям

Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!
 
3

Позвоните и успейте записаться на самых выгодных условиях сегодня! !
(495) 122-00-15


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.