КЛЕЙНЕРМАН А.А.
(опыт преподавания ведущего преподавателя Центральной автошколы)

В современном ритме движения мегаполиса значительная часть водителей легковых автомобилей - прекрасные дамы. Как известно из исследований женщина - водитель в целом более безопасно управляет автомобилем, чем водитель - мужчина. Но, тем не менее, природные особенности женщин оказывают влияние на манеру управления автомобилем и мешают правильной оценке и прогнозированию ситуации. Источником ошибок на дороге также могут являться факторы заниженной самооценки и самокритичность. В отличие от мужчин женщины в большей степени подвержены стрессу и более болезненно переживают последствия конфликтов, которые постоянно возникают на дорогах. Одним из важнейших условий безопасного управления - это прогнозирование дорожной ситуации. В процессе подготовки водителей особенно важно постоянно акцентировать внимание на прогноз и этику водителя. Прогноз, как один из элементов оценки рисков, можно разделить на 2 вида:
общий (долгосрочный) и местный (краткосрочный).

Общий прогноз связан с выбором цели поездки, маршрута предстоящей поездки, оценки погодных и дорожных условий, планированием времени и соответственно средней скорости, скорости на отдельных участках и т. п. Подробнее остановимся на местном прогнозе.

Местный, краткосрочный прогноз постоянно сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.

В самом начале практического обучения водитель уже должен прогнозировать развитие дорожной ситуации в зависимости от сигналов светофора, плотности движения, при приближении к переходу видеть и понимать намерения пешеходов, обращать внимание на транспортное средство впереди, начинающее движение с обочины или края проезжей части и т. п.

Даже начинающий водитель должен уметь прогнозировать «скрытые» опасности. На рис. 1 показана типичная «скрытая» опасность возникающая на перекрестке.

ris1.jpg

Водитель «А», стремясь поскорее освободить перекресток, завершая левый поворот, при отсутствии пешеходов перед «Б», пересекает перекресток и начинает увеличивать скорость. Но при этом он не видит пешехода, который, стремясь успеть перейти проезжую часть под зеленый сигнал светофора, неожиданно появляется на его пути из-за остановившегося перед перекрестком грузового автомобиля «Б». Такой ситуации могло и не возникнуть, если бы водитель перед повтором обратил свое внимание не только на встречный автомобиль, но и на пешехода, приближающего к перекрестку по дороге, на которую он намеревался повернуть. Заметив пешехода раньше, он мог бы составить иной прогноз развития ситуации и тогда обстановка не сложилась бы так, что оба участника движения (пешеход и водитель) двигались на зеленый сигнал светофора и друг друга не видели.

Необходимость прогноза возникает уже на этапе теоретической подготовки при изучении ПДД. Так, например, есть некоторые различия в правилах проезда регулируемого и нерегулируемого пешеходных переходов:
- на регулируемых переходах «всегда прав пешеход», а это дети ,инвалиды, пожилые люди, мамы с колясками и т.п. (п.14.3).
-на нерегулируемых переходах Правила «дублируют» безопасность, предъявляя требования и к пешеходам, и к водителям – (п.4.5) пешеход может выйти на проезжую часть, только оценив расстояние и скорость приближающегося транспортного средства;
- (п.14.1) водитель обязан уступить дорогу пешеходу, вступившему на переход.

(В скобках заметим, что в Швеции этот пункт звучит иначе: «водители обязаны остановиться перед пешеходным переходом, если к нему со стороны тротуара приближается пешеход». Значит, шведская бабушка может смело идти к переходу ни о чем не заботясь; а наша бабушка должна еще оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта…)
Чем же объясняются эти различия? Неодинаковыми условиями прогнозирования: регулируемый переход виден водителю издалека, благодаря светофору, а нерегулируемый может оказаться неожиданным, т.к. при наличии разметки «зебра» знак не всегда виден или установлен. Поэтому необходимо акцентировать внимание начинающих водителей на нерегулируемых переходах. Дорожные знаки устанавливаются с учетом возможности прогноза и на этой основе принятия решения о режиме движения. Треугольные знаки из группы предупреждающих и приоритета (кроме 2.4) устанавливаются заблаговременно, что позволяет водителю прогнозировать дорожную обстановку, предвидеть опасности впереди. Знак 5.15 (направления движения по полосам) устанавливается за 50-150м. до перекрестка и дает возможность водителю выбрать нужную полосу до въезда на перекресток. Ключевое требованием Правил, обеспечивающее безопасность (п.10.1) также связано с необходимостью прогноза: скорость надо выбирать такую, которая при возникновении предсказуемой опасности на дороге, позволит остановиться. Об этом требовании уместно напомнить при рассмотрении правил движения во дворах, при проезде пешеходных переходов, перекрестков.

Этика водителя неразрывно связана с прогнозом и необходима как важный элемент безопасности. Под этикой водителя понимаем ситуацию в дорожном движении, когда водитель не использует преимущество, данное ему Правилами, чтобы помочь другим участникам движения. Да и простая человеческая вежливость воспитанного человека -неотъемлемая часть этики водителя. При современном уровне автомобилизации и интенсивности движения вежливость водителя – необходимый элемент сохранения самого факта движения. Ведь каждый водитель постоянно оказывается в противоположной ситуации: здесь у него преимущество, а тут он уступает дорогу. И поэтому вежливый водитель примет правее, когда его обгоняют, даст возможность другому выехать со двора, вне перекрестка перед ним повернуть налево, перестроиться перед собой, помогает неопытному водителю занять нужное положение на дороге и т. п. К этике водителя призывает и сам текст Правил. Термин «опасность для движения» побуждает к этике и даже юридически может сыграть роль в конфликте в конце полосы разгона (рис.2)

ris2.jpg

Водитель автомобиля «Б», находящийся на полосе разгона, не успел набрать скорость, чтобы перестроится, не создавая проблем водителю автомобиля «А», имеющему преимущественное право на движение. Если водитель автомобиля «А» не обратит внимания на него и продолжит двигаться с той же скоростью – это создает угрозу возникновения ДТП, т.е. водитель автомобиля «А» создает «опасность для движения».

Другой пример при обсуждении термина «вынужденная остановка» уместно обратить внимание мужской части аудитории на п.12.6, чтобы помочь женщине-водителю при вынужденной остановке освободить проезжую часть, а не объезжать справа и слева, как зачастую делают наши водители.

Этику, как следствие прогноза, удобно показать на равнозначном перекрестке (рис.3)

ris3.jpg

Первым на перекресток въезжает «В» - длинномерное транспортное средство для поворота налево; при этом его водитель должен уступить дорогу атомобилю «Б» со встречного направления – это создает затор на перекрестке. Водитель «Б», исходя из прогноза развития ситуации, отдает свой приоритет водителю длинномерного транспортного средства, что исключает затор на перекрестке. Разумеется, к этой ситуации применим п.13.2, и это лишний раз показывает необходимость прогноза, предписанного Правилами.

Но этика, вежливость водителя по отношению к одному участнику движения не должна ущемлять интересы других. К сожалению, бывает так, что бездумная этика, не связанная с прогнозом, приносит больше вреда, чем пользы и может привести к ДТП. В этом случае ее можно назвать «вредной» этикой. Вот пример из жизни (рис.4)

ris4.jpg

По главной дороге было среднеинтенсивное движение. Водитель автомобиля «А» на второстепенной дороге долго не мог въехать на перекресток. Водитель Газели «Б», двигаясь по левой части полосы по главной дороге, решил проявить этику; пользуясь тем, что со встречного направления не было транспорта, он сделал знак водителю «А», чтобы тот проехал перед ним. В это время водитель автомобиля «В», пользуясь промежутком между «Б» и тротуаром, въехал туда и начал поворот направо. При этом он не видел «А», а тот не видел «В». Столкновения удалось избежать в последний момент, т.к. «В» успел затормозить.

Аварийной ситуации удалось бы избежать и этика была бы полезной, если бы Газель заняла правую часть полосы.

.Еще пример, когда решение об этике (отказе от приоритета) должно быть обдумано.(рис.5)

ris5.jpg

На Т-образном перекрестке водитель автомобиля «А» собирается выполнить разворот. Не имея помехи справа, он может первым выехать на перекресток, но может и пропустить водителя автомобиля «Б», приближающегося слева. Если за автомобилем «А» нет других транспортных средств, то это можно рассматривать как этическую норму поведения, а если сзади есть другие автомобили, то автомобиль «А» создает им помехи, отнимая у них приоритет без их согласия и это уже «вредная» этика.

Таким образом, этикой современному водителя, автоледи необходимо пользоваться обдуманно и тогда улучшится нравственный климат на дороге и повысится безопасность.

Ведущий преподаватель Центральной автошколы КЛЕЙНЕРМАН А.А.

Вернуться к статьям

Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!
 
3

Позвоните и успейте записаться на самых выгодных условиях сегодня! !
(495) 122-00-15


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.