Какие шины самые безопасные?
Существует такой известный автор, пишущий на автомобильную тематику, Юрий Васильевич Гейко. Человек он знаменитый, пишет давно, часто принимает участие в телепередачах на ту же автомобильную тематику. Так что можно сказать - авторитет. Нам интересен этот автор с точки зрения вполне конкретной. Нас интересует мнение Гейко о покрышках. Автомобильных покрышках. Но... не "вообще" о покрышках. Говорить об автомобильных покрышках вообще - дело не совсем благодарное. Тема уж больно широкая. Безграничная тема.Интересующимся можно порекомендовать книгу "Новая книга о шинах". Книга эта на самом деле не совсем новая. У меня издание 2003 г., и если я не ошибаюсь, более свежего издания на русском языке пока не выходило. Книгу эту ещё можно встретить в крупных книжных магазинах. Покупайте, скачивайте в инете, читайте, не пожалеете. История изобретения пневматических шин, интересные технологические подробности и многое другое. Однако нас интересует гораздо более узкая тема. А именно - какая резина лучше зимой, шипованная или зимняя нешипованная. Естественно, мы имеем в виду Россию и российские дорожные условия и в основном среднюю полосу, где полгода температуры плюсовые, а полгода температуры минусовые и на дорогах часто встречается лёд или укатанный снег.
Гейко написал книгу с обязывающим названием "Автоэнциклопедия". И в этой книге есть глава "Шипованная или зимняя резина?" Надо полагать, что Юрий Васильевич подразумевает под зимней резиной зимнюю нешипованную резину. Начну с того, что полностью, двумя руками буду согласен с Гейко по поводу того, что зимняя нешипованная резина зимой лучше так называемой "всесезонной". Название "Автоэнциклопедия" подразумевает широкий охват автомобильных тем и полноту их раскрытия. При этом автор почему-то совсем не объясняет, а почему же всесезонная резина зимой хуже зимней нешипованной. Рад сообщить читателям, что всесезонная резина летом хуже летней.
Вопрос этот может быть очень актуальным для многих автолюбителей. Ведь очень заманчиво не париться и купить всесезонную резину и использовать её круглый год. При этом можно забыть дорогу в шиномонтаж (если не считать балансировки). Удобно?! Почему всесезонная резина зимой хуже зимней нешипованной? Юрий Васильевич почему-то не даёт ответа. Он пишет, что у зимней нешипованной резины на снегу тормозной путь меньше, чем у всесезонной. А почему? Ответа нет. Если бы это было очевидно, просто и понятно, то вообще не было бы необходимости городить огород и писать главу о покрышках. Но если есть непонятные моменты, то, наверное, имело бы смысл внести ясность. Юрий Васильевич этого почему-то не делает. Боюсь предположить, что он просто не знает ответа.
Восполним этот недостаток. Ответ прост - всесезонной резины просто не существует в природе. Разброс условий, в которых работают автомобильные покрышки в средней полосе России, настолько велик, что становится очевидным - пока не изобретены материалы для шин, которые одинаково хорошо вели бы себя на мокром и сухом асфальте, при -40 градусах цельсия и при + 80, на асфальте и льду. При определённых условиях шина в движении может нагреваться до +120 градусов цельсия. Дальше начинается процесс разрушения шины. Поэтому всесезонная резина является просто рекламным ходом, не более того.
Не существует лекарства от всех болезней. Точно так же не существует всесезонной резины. С этим разобрались. Теперь к основному вопросу. Какая резина лучше зимой, шипованная или зимняя нешипованная? Юрий Васильевич пишет замечательную вещь. Дословно: "Чем лучше ведёт себя резина на скользком покрытии, тем хуже она на сухом или мокром асфальте". Неплохо было бы определить для начала, что такое скользкое покрытие. Укатанный снег является более скользким покрытием по сравнению с мокрым асфальтом. Мокрый асфальт будет более скользким по сравнению с сухим. Чистый гладкий лёд будет более скользким по сравнению с укатанным снегом. Истина состоит в том, что независимо от того, мокрый асфальт или сухой, шипованная резина будет тормозить на этом асфальте хуже, чем нешипованная. Шипы на асфальте поскальзываются. Разница будет около 10%. Это много. Шипы предназначены для укатанного снега и льда. А вот на асфальте они бесполезны и даже вредны. Поэтому вопрос решается просто. Если вы собираетесь ездить в основном по укатанному снегу и льду потому, что живёте в сельской местности, то разумно обуть шипы, но если вы будете ездить в крупном городе, где в большинстве случаев чистый асфальт(возможно покрытый жижей из антигололёдных реагентов и грязи), то разумно будет использовать хорошую зимнюю нешипованную резину.
Абсолютно согласен с Гейко в том, что "плавающие" шипы - нечистый пиар. Далее Юрий Васильевич пишет какие-то, мягко говоря, странные вещи. Он пишет, что автомобили с автоблокировочной системой (АБС) и с шипами на сухом покрытии имеют больший тормозной путь потому, что коэффициент сцепления шипованной резины с сухим покрытием ниже. Но при чём же тут АБС??? АБС ведь не формирует коэффициент сцепления покрышки с дорожным покрытием. Вывод - автомобили без АБС и с шипами тоже имеют больший тормозной путь на сухом покрытии, потому что коэффициент сцепления шипованной резины с сухим покрытием ниже, то есть по той же причине. И АБС здесь ни при чём. Конечно, ездить на шипах по асфальту можно. Однако если думать о безопасности и не в последнюю очередь об экономии, то делать это нужно очень аккуратно, без резких телодвижений, плавненько и как бы нехотя.
И ведь мы с вами обсудили ещё далеко не все вопросы. Вот, к примеру, тесты говорят о том, что при низких температурах, скажем ниже -20 градусов по цельсию, когда лёд становится слишком твёрдым, шипы начинают проигрывать так называемым "липучкам" и на льду, то есть именно на том покрытии, для которого они исходно и предназначены. Вывод прост: ездить можно на чём угодно, но при одном условии. Необходимо учитывать состояние дорожного покрытия и особенности и состояние транспортного средства, в том числе особенности и состояние покрышек. А это уже вопрос творческий. И решить его гораздо сложнее, чем выбрать хорошую резину. Безопасность лишь опирается на технику, а живёт она в голове. Поэтому боюсь разочаровать тех, кто жаждет услышать однозначный ответ на поставленный в начале статьи вопрос. Удачи на дорогах.
Глазков А.А.
Специалист Центра водительского мастерства « Гарант-безопасность»
Эксперт НП « Гильдия автошкол»
Мнение редакции портала может не совпадать с мнением авторов.