26.03.2012

Подробнее:
Дата: 26 марта 2012
Автор: Александр Хлынов
Номер: Профиль 759

Без права на ошибку
ГИБДД выступила с инициативой ужесточить процедуру сдачи экзамена на получение водительских прав.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения ГИБДД подготовило новый документ, регламентирующий порядок получения водительского удостоверения. Предлагаемые изменения в "Методику проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами" наделали много шума. Чего стоит только намерение полиции лишить претендентов права даже на одну ошибку во время практического экзамена. Введение новых правил было запланировано на весну, но проект вызвал столько споров, что их вступление в силу было отложено. Стоит отметить, что неудачи преследуют пресловутую методику с самого момента ее рождения. Так, по информации пресс-центра Госавтоинспекции МВД РФ, этот нормативно-правовой акт был утвержден еще в 2009 году, какое-то время действовал, но в данный момент в соответствии с указанием Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ не применяется. Так что сейчас ГИБДД по-прежнему принимает экзамены по стандартам 1996 года. Но с тех пор дорожная обстановка сильно изменилась, в разы увеличилось количество машин. И это, по мнению автоинспекторов, требует пересмотра программ обучения и новых подходов к приему экзаменов.
Предполагается, что теоретическая часть экзамена останется прежней (20 вопросов по Правилам дорожного движения), изменения коснутся лишь практического раздела. Так, вместо трех элементов из пяти на выбор ученику на площадке придется выполнить четыре обязательных элемента: параллельную парковку, остановку и трогание на подъеме, разворот в ограниченном пространстве и повороты под прямым углом. В настоящее время, если ученик не справился с одним из трех упражнений, ему дается вторая попытка. Новый документ второй попытки не предполагает.

Мнения относительно нововведений разделились. "Я не против ужесточения требований, - говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Уровень подготовки водителей сегодня недостаточен. В этом смысле чем сложнее будет экзамен, тем лучше". С ним согласен и председатель правления НП "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев: "Требования к кандидатам в водители должны быть усилены. Несомненно, надо определить те критерии, по которым определяются навыки и умения начинающих водителей".

Также думает и член центрального совета Межрегионального общественного движения за права пешеходов "Союз пешеходов" Ольга Вакина, считающая, что "основные элементы все-таки должны выполняться без ошибок, пусть эти навыки новичок отработает на площадке, так как дорога - это не место для тренировки".
Но есть и другая точка зрения. В частности, президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что "надо выступать за улучшение качества подготовки водителей, а не за ужесточение экзаменов". По его словам, ГИБДД как бы борется за безопасность дорожного движения, но фактически подготовка водителей не улучшается, то есть создается заведомо коррупционная схема. С мнением Сергея Канаева согласны многие. И это притом, что, по заявлению пресс-центра Госавтоинспекции МВД РФ, внедрение методики как раз, наоборот, должно исключить эту самую коррупционную составляющую, а также "человеческий фактор" и в итоге повысить объективность результатов экзамена.
Наиболее ожесточенные дискуссии развернулись вокруг нескольких пунктов методики. Так, пункт 5 гласит, что "первый этап практического экзамена проводится на автоматизированном автодроме". Правда, при отсутствии возможности организовать экзамен на автоматизированном автодроме, по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту РФ, допускалось до 01.01.2012 осуществлять прием экзамена на закрытой от движения площадке. Проблема в том, что автоматизированных автодромов в России еще практически нет, а привычные площадки предполагалось прикрыть уже с 2012 года.
Как пояснил заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Московской области Юрий Безруков, закрытые площадки не только пережили указанную в методике дату, но и стали доступной альтернативой автодромам. Иначе просто негде будет принимать экзамен.
Другой важной новацией является сдача экзамена "под присмотром" аудио- и видеокамер, записывающих все происходящее. По информации пресс-центра Госавтоинспекции МВД РФ, все экзаменационные автомобили должны быть оснащены специальными комплексами аудио- и видеонаблюдения за дорожной обстановкой и действиями кандидатов в водители с обязательной регистрацией и хранением полученной информации. "Методика позволяет автоматизировать процесс сдачи экзамена, и бесстрастная машина сообщит тебе, сдал ты или нет, - говорит заместитель директора ФГУ "Отраслевой научно-методический центр" Леонид Ржанников. - Человеческий фактор сводится к нулю". Вроде бы хорошо - полная объективность, но не все так просто. "Автоматика не показывает, насколько чисто сделаны упражнения, - продолжает Леонид Ржанников. - Раньше экзаменатор мог попросить повторить упражнение в случае невнятного выполнения. Теперь же, как бы криво ни был выставлен после упражнения автомобиль, придраться к сдающему экзамен невозможно, если датчики заезда за линию не зафиксировали".

Также не стоит забывать: чем больше расходы на техническое оснащение автодрома или площадки, тем выше должна быть последующая стоимость обучения. При этом владелец автошколы и так достаточно тратится на их содержание: уборка снега, освещение (согласно требованиям той же методики - от 20 lx), здание с оргтехникой, из которого осуществляется контроль. И кто будет за все это платить? "Ученики автошкол, - разводит руками Леонид Ржанников. - Потратив только на строительство площадки немалые средства - от 1,5 до 3 млн рублей, в том числе на согласование всех построек на ней, проведение света и газа, - автошкола будет вынуждена увеличить стоимость подготовки". А уж упорно навязываемый автоматизированный автодром стоит и того больше - порядка 7 млн рублей. В результате не каждый сможет позволить себе окончить автошколу. "Если сейчас средняя стоимость обучения на права в Московской области составляет 30 тыс. рублей, то, чтобы покрыть расходы на строительство, оснащение и содержание площадки, автошкола вынуждена будет увеличить стоимость обучения минимум до 50 тыс. рублей. Если же речь идет об автоматизированном автодроме, то цена обучения на нем будет и того выше", - говорит Леонид Ржанников.

Эксперты "Профиля" обращают внимание еще на один пункт методики, согласно которому для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных и автотранспортных учреждений. То есть в экзамене в качестве помощника может участвовать человек, который практически работает в автошколе. "Помните, в свое время у нас были "внештатники" при каждом ГИБДД - суетились при прохождении ГТО и на экзаменах, - это те самые посредники, которые "несли, кому надо". Их сейчас уже практически нет, они себя изжили, но в методике они прописаны официально, то есть каждая автошкола должна содержать помощника для инспектора ГИБДД и платить ему зарплату, - говорит руководитель одного из автодромов. - Рано или поздно любой такой помощник превращается в посредника между работником ГИБДД и претендентом на права: не надо искать дядю-полицейского, нужно найти помощника и с ним договориться". В ГИБДД ситуацию со взятками через помощников-посредников комментировать не стали, сославшись на то, что подобными ситуациями занимаются соответствующие органы, а обязанности помощника описали следующим образом: "Очень часто автомобиль, на котором принимается экзамен на права, принадлежит не какому-либо подразделению ГИБДД, а местной автошколе, поэтому помощник является лицом, прикомандированным к этому автомобилю. Он следит за исправностью машины, доставляет ее на место экзамена и находится на переднем пассажирском месте, оборудованном дополнительными педалями, во время вождения претендентов. В тех редких случаях, когда автомобиль принадлежит ГИБДД, помощник тоже может понадобиться для исполнения тех же функций ввиду загруженности инспектора ГИБДД".

Главный вопрос: повысится ли спрос на "покупные" права в результате всех этих нововведений? По данным Сергея Лобарева, практика оснащения экзаменационных автомобилей видеокамерами уже сейчас привела во многих автошколах к снижению числа сдавших экзамены с первого раза. "Процент сдачи в некоторых случаях - меньше двадцати, - рассказывает эксперт. - Видимо, это говорит о том, что существует возможность договорных отношений между автошколой и принимающей экзамен стороной".

На тот же вопрос Леонид Ржанников ответил однозначнее: "Да, повысится. Чем больше "заморочек" при сдаче, тем больше соблазн. Единственное, что может измениться, -права не будут приносить домой".

Пресс-служба

Вернуться к новостям

Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!
 
3

Позвоните и успейте записаться на самых выгодных условиях сегодня! !
(495) 122-00-15


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.